Памятник архитектуры советского рационализма

Шуховская башня

Автор: Елена Волк
Сентябрь 2024
Но и я эксплуатировал его, заставляя его выполнять мои даже самые смелые предложения!
Владимир Шухов родился в крошечном городке Курской губернии, там он провел детство, учиться продолжил уже в санкт-петербуржской гимназии.
После гимназии Владимир по совету отца продолжил обучение в Императорском Московском техническом училище (сейчас МГТУ им. Н.Э. Баумана).

Шухов как один из лучших студентов был направлен на обучение в США. Там он познакомился американским инженером русским по происхождению Александром Бари. Позднее Бари стал заниматься нефтяным промыслом и, чтобы наладить производство, пригласил Владимира Шухова в Баку.

Вот что пишет архитектор об их сотрудничестве: «Говорят, что А. В. Бари эксплуатировал меня. Это правильно. Юридически я все время оставался наемным служащим конторы. Мой труд оплачивался скромно по сравнению с доходами, которые получала контора от моего труда. Но и я эксплуатировал его, заставляя его выполнять мои даже самые смелые предложения!...».

Нефть в то время перевозили в телегах, хранили в земле, а главным производным считался керосин. Шухов разработал первый в Российской Империи нефтепровод, а также экономичный резервуар для хранения нефти, но самое главное - процесс крекинга, который инженер Шухов внедрил на производстве. Нагревая нефть под высоким давлением, можно было получить в два раза больше керосина и еще один важнейший продукт - бензин, который с развитием автомобильной отрасли стали активно использовать.
Уникальные конструкции Шухова
Свои изобретения Шухов продемонстрировал на промышленной выставке в Нижнем Новгороде еще в 1896 году.

После выставки ее купил фабрикант Юрий Нечаев-Мальцов и привез ее в свое имение в Липецкой губернии. Башня сохранилась до наших дней.
Шуховская башня в Полибино
После революции Шухов не уехал, остался работать в СССР. Получал много заказов, в частности работал над такими значимыми проектами как: ЦУМ, гостиница "Метрополь", здание Киевского вокзала, Петровский пассаж.

...установить в чрезвычайно срочном порядке в г. Москве радиостанцию, оборудованную приборами и машинами наиболее совершенными и обладающими мощностью...
— Владимир Ленин
Новая советская власть нуждалась в бесперебойной связи с республиками, Ходынская радиостанция не справлялась с новыми задачами. Был объявлен конкурс на лучший проект, победителем стала "Строительная контора" Владимира Шухова. Проект Шухова предусматривал меньший расход материала за счет особой конструкции.

Архитектор возводил башню в период нехватки ресурсов в стране, поэтому итоговый проект был пересмотрен до 240 тонн. Все шесть секций башни устанавливались без строительных лесов и кранов, на лебедках.

Во время строительных работ случилась авария: трос, поднимавший 4-й ярус, оборвался, повредил две секции, которые собирали на земле.

Шухова обвинили в саботаже и приговорили к условному расстрелу с отсрочкой исполнения приговора.

Причина аварии была установлена только после окончания строительства: усталость металла. Все обвинения с Шухова были сняты.
Первая трансляция с телебашни состоялась в 1922 году, а последняя в 2002. Башня прослужила 80 лет и остается не только памятником архитектуры, инженерной мысли, но и символом эпохи. Идеи Шухова продолжают вдохновлять архитекторов, писателей, художников по всему миру.

  • Алексей Толстой написал роман "Гиперболоид инженера Гагарина".

  • В Японии была создана башня порта Кобе, телебашня Гуанчжоу в Китае.

  • Разработки Шухова использовались и при строительстве небоскребов Москва-Сити.
Made on
Tilda