Образец русского модерна

ОСОБНЯК РЯБУШИНСКОГО

Автор: Елена Волк
Сентябрь 2024
Особняк Рябушинского – один из самый ярких образцов русского модерна, не мог бы быть построен, если бы не роль заказчика: Степан Павлович Рябушинский не только пригласил гениального архитектора, но и дал ему все карты в руки, не ограничивая архитектора ни в идеях, ни в средствах.

Степан Рябушинский, крупный предприниматель и меценат, знаток и собиратель древнерусского искусства ,старовер по исповеданию, большую часть своего времени посвящал искусству. В его особняке была даже организована реставрационная мастерская.

Рябушинский планировал открыть в особняке музей русской иконы, помешали планам революционные события. Лучшие образцы его коллекции после революции оказались в ведущих музеях страны: Третьяковской галерее, Историческом музее, Оружейной палате.
Устройство особняка
Особняк Рябушинского Шехтель построил по принципу божественного мироздания: мир подводный, мир земной и царство божественного. Здесь спрятано множество символических образов, от бабочки и богомола до саламандры, символа греховности, и завитка, символизирующего бесконечность.
Подводный мир: ручки выполнены в виде морских коньков, лестницу венчает светильник в виде медузы, паркет выполнен в виде чешуи, или морских волн, лепнина на потолке в виде растений и улиток напомнит нам водоем.
1 этаж
Мир земной: медуза превращается в черепаху. Два мира соединяет парадная лестница, ее формы текучи, напоминают волну, лаву или воск, который вот-вот расплавится.
Мир сакрального, здесь спрятана старообрядческая молеленная комната, интерьеры комнаты напомнят византийские храмы. Чтобы попасть в моленную, нужно пройти по тайной лестнице второго этаже.
2 этаж
3 этаж
Та самая лестница
Особняк спроектирован по принципу «изнутри наружу». Центром здания является лестница, закрученная в форме улитки, а на гребне ее - медуза. Если в классицизме было принято проектировать пространства вдоль вытянутой линии, то Шехтель выстраивает комнаты вокруг главного акцента особняка - парадной лестницы-волны. Мотив волны проходит лейтмотивом сквозь все творчество Шехтеля. Вспомните хотя бы МХАТовскую чайку, да этот логотип тоже придумал Шехтель.
Шехтель продумывает все
Архитектор Франц Шехтель в своих особняках продумывал все до мельчайших деталей, от крючка вешалки до дверных ручек.

Пространство особняка расширяется и продолжается за его пределами. Огромные оконные рамы - это обрамления картин, которые меняются в зависимости от времени суток и времени дня.

Если из одного окна виднеется прекрасный сад, из другого - открывается вид на церковь "Большое Вознесение", где, кстати, венчался Александр Пушкин с Натальей Гончаровой.

В проектировании окон такого большого размера реализован и другой принцип - единение с природой. Модерн развивался на рубеже XIX-XX столетий. В это время все больше застраиваются города, появляется в больше заводов. И людям хотелось сохранить этот маленький кусочек природы хотя бы в своем владении. Потому флоральная тематика так характерна для модерна.
Визитная карточка Шехтеля
Излюбленный Федором Шехтелем завиток можно встретить не один раз: балкон, обрамление окон, ограда особняка, тайная моленная
Тайная моленная
Шехтель начал строительство особняка в то время, когда староверы не имели права иметь собственные культовые сооружения, поэтому Шехтель ее спрятал: снаружи не видно, что есть третий этаж. Чтобы попасть на третий этаж нужно со второго этажа пройти по узкой лестнице.
И здесь снова повторяется излюбленный прием Ф. Шехтеля - завиток, символ бесконечности и божественного начала.
Завиток также излюбленный элемент художника Густава Климта.
После революции
После революции все складывалось по классическому сценарию: особняк был национализирован, в нем размещались разные учреждения, потом сюда переехал Максим Горький, однако писатель очень не любил этот особняк, называя его "нелепым". У Горького были основания: в этом доме впоследствии были обнаружены прослушивающие устройства.
Что сейчас?
Особняк Рябушинского - единственный доступный для посещения особняк, построенный Федором Осиповичем Шехтелем, в настоящий момент в нем находится музей-квартира Максима Горького.

В других постройках Шехтеля размещены организации и посольства, некоторые из них можно посетить два раза в год (18 апреля и 18 мая) в дни культурного наследия по предварительной записи.
Made on
Tilda